В монолитном строительстве все конструкции, изготовленные, главным образом, из железобетона и фибробетона, выполняются путём укладки бетонной смеси и арматуры в опалубку. Установка ограждающих щитов в опалубочную систему является едва ли не самым ответственным моментом. Результат выполнения монолитных работ будет напрямую зависеть от надежности и правильного монтажа крепежных изделий и смазочных материалов.
Главное при возведении опалубки
В процессе заливки бетонной массы в форму внутренняя поверхность опалубочного блока испытывает давление. Высота конструкции и расстояние между щитами могут сдвинуться под воздействием плотного раствора, что нередко приводит к технологическим нарушениям, к слому отдельных элементов или распаду конструкции в целом. А в тех случаях, когда бетонная масса дополнительно уплотняется, то риск разрушения всей опалубочной системы возрастает.
При возведении опалубки используются щиты из различных материалов (чаще из металла или пластмассы), которые скрепляются друг с другом специальными крючками. Эти конструкции могут быть рассчитаны на многократное или одноразовое применение.
Они различаются конфигурацией и размером, но требования к ним всегда неизменны:
- щиты должны быть прочными;
- щиты должны легко собираться в жесткую форму.
Второе условие гарантии правильного устройства опалубки обеспечивают скрепляющие элементы – замки и стяжки.
Секреты крепления опалубки стяжками
Для фиксации опалубки применяются несколько видов стяжек, среди них наиболее распространенным является стяжной винт (иногда называют: болт, шпилька). Это стержень с резьбой, изготовленный из высококачественной стали. Стяжной винт имеет размерный ряд 0,5-6 м и диаметром 17 мм.
Чтобы щиты опалубки не разъехались и не деформировались при застывании бетона, между ними протягивают стяжные винты. Изнутри в каждый элемент вставляется специальный футляр (кожух), который при демонтаже остается в застывшем бетоне. С помощью гайки, закрученной на стержне, достигается устойчивое сдвигание щитов до определенной толщины бетонного слоя. А чтобы на опалубке после стягивания не оказалось вмятин, подкладывают специальные шайбы.
Стяжные винты, принимая нагрузку от бетонной массы, позволяют удерживать нужный размер опалубочной формы. Качественный крепеж – это гарантия заливки опалубки. Поэтому винт надо выбирать с правильными характеристиками, тогда он надежно прослужит долгое время
Винт в дуэте с арматурным прутом и зажимом применяют при создании скользящей опалубки в высотном монолитном строительстве из железобетона. В индивидуальном строительстве такой принцип стяжки чрезмерен.
Для стягивания несъемной опалубки из полистирола применяются крепежи из качественного пластика с фиксаторами. Они обладают меньшей устойчивостью, чем стяжные винты из стали, но по характеристикам вполне отвечают требованиям полистирольной системы и справляются со всеми задачами крепежного элемента.
Замочные системы для опалубки
С учетом назначения и особенностей эксплуатации различают несколько видов замков для опалубки. Вот наиболее распространенные
Винтовые замки (см. о винте выше) применяют для создания герметичности соединения стыков между щитами и для крепления доборных вставок шириной 25см. Винтовой крепеж состоит из винта и гайки. Такие замки изготавливаются из стали, поэтому их вес достигает порой 5 кг.
Клиновые замки — самые популярные. Их используют для скрепления вертикальных и горизонтальных опалубочных щитов, с их помощью можно выровнять панели. Клиновый замок («краб») имеет парный зажим с отверстием для вбивания клина, при установке он обхватывает стержень в щите и обеспечивает плотность стыков. Его изготавливают из стали или чугуна, это тип крепежа используется при создании стальной или алюминиевой опалубки. Вес изделия может достигать 1кг.
Универсальные замки выполняют те же функции, что и клиновые. Но их чаще применяют в крупно-щитовых опалубках. Этот вид крепежа получил название «крокодил» из-за оригинальной конструкции, которая позволяет соединять панели разной толщины и формировать прямые углы. Зажимая щиты на расстоянии 38 см, замок защелкивается как разводной ключ.
Пружинные замки универсальны по функционалу, их можно применять при сборке опалубочных конструкций из разных материалов. Принцип действия напоминает прыжки лягушки, почему этот вид крепежа на сленге специалистов именно так и называют. На стержень изделия надевается зажим пружинного типа и фиксируется ключом с помощью проволоки. Замки «лягушка» выдерживают высокие нагрузки и часто используются в сложных конструкциях.
Удлинённые замки — по сути, являются разновидностью винтовых, они имеют тот же функционал. Но удлиненная конструкция этой крепежной системы позволяет ее использовать при установке в опалубке широких доборных вставок (250-350 мм). Эти замки применяют при формировании шарнирных, внешних и внутренних, а также прямых углов.
Как предупредить проблемы при демонтаже опалубки
При затвердении бетонной массы в опалубочной конструкции могут возникнуть проблемы. Чтобы не допустить сколов на бетоне, нужно правильно обрабатывать внутреннюю поверхность щитов специальными маслами и водоотталкивающими растворами. Иначе потом понадобятся дополнительные усилия и расходы на очистку панелей.
Приступая к работе, нужно иметь четкое представление, как должна выглядеть готовая поверхность после финишной отделки. Это позволит правильно выбрать материалы для обработки щитов от чрезмерного налипания бетона и сэкономит время над созданием опалубочной формы. Вид будущей отделки готовой поверхности и расходы на смазочные материалы заложены в проекте опалубки, надо просто следовать всем рекомендациям инструкцию.
На заметку индивидуальным застройщикам
То, что применяется специалистами в большом монолитном строительстве, не всегда подходит индивидуальным застройщикам. Им выгодно использовать менее затратные технологии, способы работы и материалы.
Для заглубленного и обвалованного грунтом фундамента опалубка может быть обработана изнутри масляным составом, например, машинным маслом.
Битумные смеси вполне пригодны для обработки наружной поверхности фундамента. Они не нарушат гидроизоляцию и не создадут прочих негативных последствий.
Масляные составы подойдут для обработки панелей опалубки в том случае, если наружные стены будут облицовываться с применением каркасов и устройств утепления. Стены можно обивать пластиком и другими недорогими материалами.
Если хозяева предусматривают покраску наружных стен, то в этом случае разрешается обрабатывать опалубку водорастворимыми составами, олифой и парафином.
Промышленные смазки для опалубки
Главная задача смазывания опалубки – исключить адгезию между листами и бетонной смесью. Смазочные материалы предотвращают слипание панели с бетоном, обеспечивают легкость сборки конструкций и впоследствии демонтажа. С их помощью можно исключить неровности и прочие дефекты на бетонной поверхности.
Выделяют 4 вида смазки для обработки опалубки: водно-масляные эмульсии, водоотталкивающие смазки, замедляющие составы и комбинированные масла. Основу состава любого вида составляют масляные вещества с добавлением компонентов, которые придают смазке желаемые свойства. У каждого вида есть особенности, которые стоит учитывать при выборе смазки для опалубки.
Популярны следующие промышленные составы для обработки от прилипания бетона.
Эмульсол — концентрированный водо-смешиваемый состав, его основа может быть минеральной и полисинтетической. Чаще всего Эмульсол встречается на основе веретенного масла (используется для бытовой техники, трансформаторов), которым покрывают материалы опалубочной конструкции. Он легко растворяется в воде. Относится к бюджетному ценовому сегменту (50 руб. за литр). Одного литра хватает на 20 квадратных метров поверхности. Некоторые марки способны менять цвет бетона, что надо учитывать. Промышленность выпускает Эмульсол в 200-литровых емкостях.
Ангрол – готовый состав на солях жирных кислот. Этот вид смазки отличается высоким качеством, его можно использовать при низких (до -35 градусов) температурах, он безопасен для человека, так как не токсичный и не горючий. Не вызывает коррозии. При распылении пульверизатором или при нанесении валиком одного литра Ангрола хватает на 10-20 квадратных метров поверхности. В цене он чуть дороже – 60 руб. за литр.
Оба смазочных состава не предусматривают разбавление, так как это снижает их концентрацию.
Промышленные смазки не только предотвращают прилипания, но и улучшают качество бетонной поверхности, обеспечивая ей гладкость и равномерное покрытие. Правильный подбор состава позволит сэкономить ресурсы, а главное – повысить эффективность работы над опалубкой.