Монтаж опалубки – неотъемлемая составляющая строительства зданий и сооружений на этапе заливки бетона. Ее снятие производится тогда, когда залитая смесь приобретает определенную распалубочную прочность.
Опалубка: виды и особенности
Опалубка – вспомогательное оборудование, используемое для формирования конструкций из бетона. Она должна обладать повышенной прочностью и герметичностью, что исключит деформацию от давления бетона или утечку бетонной смеси. Опалубочные конструкции изготавливаются из нескольких видов материалов.
Металл
Универсальная металлическая опалубка применяется для строительства любых элементов зданий, включая межэтажные перекрытия, стены и колонны. Она легко устанавливается и демонтируется, а использовать такое оборудование можно многократно. Металлическая опалубка отличается прочностью и герметичностью, может выдержать любой объем цементного раствора и обеспечивает формирование ровного бетона с гладкой поверхностью.
Виды металлической опалубки:
- балочно-ригельная – опалубочная система сборно-разборного типа с двутавровой фиксирующей балкой, применяющаяся для строительства монолитных элементов со сложносоставной геометрией или технологически сложных объектов, включая плотины и многоэтажные парковки;
- крупнощитовая – вид опалубки с крупногабаритными щитами и жестким крепежом, использующийся для заливки монолитных элементов, требующих определенной выдержки, она часто применяется для строительства высотных зданий или сооружений и отличается также наличием подмостков для рабочих и усиленными домкратами;
- мелкощитовая – опалубка из щитов разного размера и необходимых крепежей, она чаще применяется при строительстве объектов в разных плоскостях, включая наклонные варианты, и совместима с геометрически сложными элементами, такую систему можно собирать с помощью техники или вручную.
Металлическую опалубку проще взять в аренду. Такой подход поможет сэкономить бюджет, выделенный на строительные работы.
Железобетон
Опалубочные конструкции из железобетона позволяют ощутимо сэкономить на бетонной смеси и не выполнять демонтаж. Однако для монтажа такой опалубки потребуется использовать спецтехнику.
Пенополистирол
Опалубка из пенополистирола производится промышленными предприятиями. Она отличается удобством и простотой установки, подразумевающей сборку в формате «паз в паз». При этом ППС привлекает невысокой стоимостью, благодаря чему можно сэкономить средства.
Пиломатериалы
Простейший вариант опалубки подразумевает использование досок, фанерных листов, ОСП и других видов древесины. Ее главный плюс заключается в отсутствии необходимости иметь особые знания или умения для монтажа, так как он интуитивен.
Требования к снятию опалубки
СНиП под номером 3.03.01-87 разрешает снимать опалубочные конструкции, когда бетон укрепляется до 70% от расчетной прочности. Если измерить параметр лабораторным способом невозможно, то учитываются три показателя: влажность окружающей среды, марка цемента, время.
Отличия типов монолитов по достижению процентов марочной прочности для распалубки:
- ленточный фундамент или пористый монолит – 50%;
- наклонные монолиты или перекрытия до 6 м – 70%;
- перекрытия свыше 6 м или монолиты с напрягаемой арматурой – 80%.
В отдельных случаях допустим демонтаж при сниженной распалубочной прочности, но она должна превышать 50% от проектной. При этом вертикальные монолиты для снятия опалубки требуют давления 0,2 МПа.
Влияние температуры
Время застывания бетона зависит от температуры окружающей среды. Чем она ниже, тем дольше твердеет смесь. Если заниматься строительством в холодное время, попасть на перепады температуры или столкнуться с нестандартной влажностью, то сроки затвердевания увеличиваются на 2-3 дня. А при 0 °C бетон полностью перестает затвердевать. Поэтому монтаж рекомендуют оставлять на теплое время.
Способы достижения нужной прочности бетона:
- прогрев термомеханической обработкой или электродами;
- установка теплиц с прогревом;
- теплоизоляция места строительства;
- добавление химических веществ, снижающих порог замерзания жидкости;
- включение в раствор добавок-ускорителей при прогреве либо теплоизоляции.
При выделении тепла внутри бетонной массы возникает реакция гидратации, а в толще температура поднимается до 50-80 °C. Если разница между ней и окружающей средой превысит 30 °C, то структура бетона начнет разрушаться. Результатом станет появление трещин, сопровождающееся потерей прочности материала. Подобного можно избежать, если накрыть монолит слоем гидроизоляции и регулярно обливать водой. Не менее опасным будет резкое снижение температуры. Поэтому нужно регулярно ее измерять с помощью специальных элементов, опускаемых внутрь бетонной конструкции. Замеры сначала производят каждые два часа, а со второго дня – трижды в сутки.
Влияние влажности
Показатель влажности тоже влияет на время твердения бетона и сроки снятия опалубочных систем. Если воздух сухой, то застывание замедляется и может вообще остановиться. Параметры влажности зависят от времени суток, месяца и погоды.
Оптимальной считается влажность на уровне 90% или более. Если погода солнечная и жаркая, то залитую массу накрывают пленкой, чтобы исключить ее контакт с сухой средой, а бетон иногда увлажняют водой.
Корректировка затвердевания
Иногда требуется уменьшить время ожидания, увеличив скорость твердения бетона. Гидратация ускоряется, если использовать добавки-ускорители, проводить поверхностную тепловлажностную обработку или повышать жесткость раствора, сократив количество воды.
Если требуется увеличить время затвердевания, то к составу добавляют присадки для замедления застывания цементной смеси. Такая необходимость часто связана с применением высокомарочных бетонных растворов, когда нужна поэтапная заливка, либо при их транспортировке в готовом виде на дальние расстояния.
Снятие опалубки
Процесс снятия опалубочных конструкций, когда пришло время, не менее важен, чем сборка или заливка бетона. Работа требует аккуратности и не допускает использования тяжелой техники, ломов или кувалд. Если объект большой, то придется проводить снятие поэтапно. В случае с частным строительством все демонтируется сразу.
Фундамент
Демонтаж опалубочных конструкции на фундаменте требует предварительного снятия стягивающих винтов, проволочных крепежей и прочих фиксирующих компонентов. Затем демонтируются угловые элементы опалубки, а уже потом основные щиты, причем по направлению сверху вниз.
Исключить потенциальное прилипание цемента к опалубочной конструкции можно путем ее предварительной смазки специальными составами или техническим маслом. Также допустимо прокладывание полиэтиленовой пленки.
Стены
Снятие опалубки со стен производится спустя 5 или 6 дней после заливки. В это время начинают поэтапно снимать угловые элементы, крепежи, стяжки и основные щиты. Чтобы избежать повреждений монолита, нужно проявить особую аккуратность.
Перекрытия
Распалубка допустима в то время, когда твердость бетона достигает 80%. Демонтаж начинают со снятия бортиков по периметру, затем медленно опускают крепежные стойки на 4 см, удаляют поперечные балки, фанеру и оставшиеся балочные элементы.
Снятие опалубки на межэтажных перекрытиях не подразумевает демонтирования поддерживающих опор. На месте должны остаться несколько стоек, чтобы обеспечить безопасность. Полностью все удаляется в то время, когда перекрытие приобрело полную расчетную прочность.
Колонны и арки
С построенных колонн при демонтаже опалубочных конструкций сначала требуется убрать нижние рамки с брусками на обрамлении, а потом снять щиты, начиная с верхней части. Арки, своды или балки требуют особой аккуратности. Если делать все резко, то не исключено разрушение элементов. Перед демонтажем опалубки потребуется медленно опустить поддерживающие компоненты и ослабить средства фиксации, а уже потом удалять прочие детали.
Раскружаливание круглых построек требует одновременного опускания опор из центра до периметра конструкции. Если учитывать время формирования бетона и правильно проводить демонтаж, то все элементы округлых строений останутся в сохранности.